На прошлой неделе мне пришлось посидеть на экзаменах для девятых классов в качестве общественного наблюдателя. Ничего так, мне понравилось 🙂
Когда мне предложили стать общественным наблюдателем на экзаменах для 9-х классов, я тут же согласилась: уж очень интересно, как проходят современные экзамены, которые все так ругают.
От меня требовалось просто сидеть в классе во время экзамена, смотреть, как дети пишут, и сообщать учителям, если замечу что-то подозрительное. Кроме того, я должна была убедиться, что место проведения экзаменов соответствует правилам, например, присутствует медсестра и т.д.
На самом деле всё оказалось гораздо проще и менее строго, чем я думала. Во всяком случае, в нашей школе. Правда, дети действительно проходят через металлоискатель. Но оно и понятно — с современными-то технологиями. Один мальчик всё-таки решил пронести телефон. Это мне рассказала директор школы, пока мы стояли и смотрели, как дети собираются перед входом в школу. Сунул, говорит, в ботинок и идёт-хромает. Она его спрашивает, ты, мол, чего хромаешь, что случилось с ногой. Пока он соображал, как ответить правдоподобнее, она ему посоветовала не позориться и вытащить телефон ещё до металлоискателя 🙂
А бумажные шпаргалки были, да. Сама не видела, потому что во время экзамена в классах дети вели себя очень и очень прилично. Я даже удивилась. Не шумели, не болтали, не вертелись, не списывали, шпаргалки не доставали. Но отпрашивались в туалет. А такое же не запретишь. Вот в туалетах учителя потом шпаргалки и находили. Ну всё как 20 лет назад! 🙂 Как сказала одна учительница: “Ну пусть за 5 минут в туалете выучат, раз за год в классе не запомнили”.
Самым большим удивлением было то, что теперь дети сдают экзамены не в своей школе. Так, в нашу на экзамен пришли ученики двух соседних школ, а ученики нашей школы, соответственно, ушли в другие. От “кумовства” защита? 🙂
Что мне НЕ понравилось:
Во-первых, детей разводили по классам за 20-30 минут до начала экзамена. Заходят они такие в класс, садятся за парты и сидят. И я сижу в конце класса. И учитель — за столом в начале класса. И сидим такие полчаса. И неловкое молчание. Ни покашлять, ни ногами подрыгать, ни по классу походить. Даже во время самого экзамена дети были менее скованы, чем в эти неловкие 20 минут до. Уж лучше бы ждали в коридоре: походили бы туда-сюда, поговорили….
Ровно в 10 утра учитель вскрывала пакет с конвертами заданий и раздавала их детям, далее следовал небольшой инструктаж, заполнение бумаг, и начинался экзамен…
Во-вторых, мне нельзя было вставать со стула и ходить по классу. А также проносить с собой в класс ничего, кроме паспорта, бейджа и бумажки с номером кабинета. Отняли даже ручку и чистый лист бумаги, на котором я собиралась писать черновик для этого поста. И вот я просто сидела. С 9:30 до… как повезёт: в лучшем случае до 13:00, в худшем — до трёх часов дня. Представляете? За это время я выяснила, что из моего отчества можно составить 63 слова, наловчилась бесшумно разворачивать и есть шоколадные конфеты, а ещё определять, кто из детей первым напишет экзамен 🙂
Например, экзамен по биологии. Сидят 14 детей. Сразу выделяю “фаворитов”: беременная девятиклассница (ей явно уже не до экзаменов и школы вообще), девочка-торопыга (которая начала писать ещё до того, как разрешили) и “отличница” (ну, с виду мне так показалось). Сначала я думала, что первой напишет отличница, уж больно резво она взялась отвечать, но когда она принялась транспортиром измерять рисунок собачьей головы, я поняла, что она слишком основательная, и вычеркнула из списка фаворитов. Как вы думаете, кто оказался первым? Конечно, беременная девятиклассница.
Вот и развлекалась я, спорами с собой кто напишет первым, и если угадывала, то после экзамена шла в магазин и покупала себе шоколадку 🙂
И в-третьих, удивило заполнение экзаменационных бумаг: дети должны печатными буквами писать паспортные данные, а также код своей школы и школы, в которой сдают экзамен. Ну смешно же: сейчас в “началке” наших детей мучают красивым почерком, а на итоговом экзамене всё сводится к печатным буквам 🙂 Одна девочка ошиблась при заполнении и совсем растерялась — уже не до экзамена ей.
Что мне понравилось
Мне очень понравилось отношение учителей ко всему этому: очень доброжелательно, без нагнетания и лишней строгости. В случае с девочкой, которая неправильно написала паспортные данные, её сразу успокоили, помогли и всё исправили. Никто не посетовал, не пожурил и растяпой не назвал. Вообще, детей поддерживали, насколько позволяла дисциплина и порядок.
Не знаю, сколько часов подготовки было потрачено на это, но всё было очень чётко организовано, без малейшей заминки и путанницы.
К сожалению, я не видела сами задания, поэтому ничего не могу сказать о сложности, правильности и их уместности. Впрочем, “моими” экзаменами были: по математике, биологии и обществознанию, думаю, даже если бы мне дали посмотреть задания, я бы всё равно ничего не поняла 🙂 И, кажется, я догадываюсь, почему меня не позвали на экзамен по русскому языку 🙂 Чтобы не подсказывала 🙂 Точно так же и с учителями: выбирают тех, кто не имеет отношения к этому предмету. Так, экзамен по математике вела учительница английского языка.
В сентябре мне предстоит рассказать всё это на родительском собрании нашего класса, ведь в следующем году нашим четвероклассникам предстоит самый первый экзамен. Начну, пожалуй так: “Запомните: букву И надо писать именно печатной, без закруглений, иначе компьютер будет воспринимать её, как Ч” 🙂
Ох… Больная тема. Не люблю я этого всего. На детей таких страхов нагоняют!! Кажется, в прошлом году какой-то мальчик покончил с собой, не выдержали нервы перед ЕГЭ.
Мы закончили 6-й кл. Учителя в этом году какие-то зачеты придумали, детей ТАК запугали, что они ночью не могли уснуть (делились другие родительницы со мной), нервы были на пределе. И это еще не ГИА и не ЕГЭ. Я на собрании выступила и сказала учителю, чтоб не думали детей в невроз вгонять, это ведь всего лишь зачет! Остальные родители меня горячо поддержали. А учителям просто стремно, что они так плохо детей учили в течение года, вот и парятся )))) Я уже решила, что своего буду настраивать, что это всего лишь тесты, это некая «игра», придуманная неумными взрослыми. Для реальной жизни, для успеха, все эти циферки (оценки) ни на что не влияют, как правило (ну, если только реально ребенок идет на медаль, на диплом, на крутой институт и т.д.). Мне психическое здоровье сына важнее…
Ты знаешь, а я была приятно удивлена, что на самом экзамене не нагоняли страхов. Наоборот, успокаивали. Может быть, во время учебного года детей на уроках пугают?
Я вот тоже хочу на ближайшем собрании сказать нашей учительнице, чтобы не пугала детей и готовила их к экзаменам без нервов.
Хорошая идея про циферки. Так и надо. Я, пожалуй, тоже буду практиковать такой подход. В принципе, мне в детстве тоже так говорили.
Тебе повезло!!! А вот меня мама гоняла за оценки, чтобы «была не хуже других» или «как все». Или «так надо», «так принято». А про оценки я поняла, когда стала изучать биографии успешных людей — многие из них был троечниками или их выгоняли из колледжа 🙂 . Правда, сыну я пока эту правду не раскрываю, а то совсем разленится. Золотая середина нужна во всем, как всегда.
Ты на тему СО никогда ничего не читала? Там столько всего написано интересненького ))) И про систему оценивания и сравнивания в наших школах, и про неврозы, и про потерянное не на то время, и проч, и проч.
Иногда я думаю, что немного больше строгости мне в детстве не помешало бы 🙂 Возможно, тогда я бы не была такой лентяйкой 🙂
О да, я тоже читала, что двоечники и троечники в итоге более успешны, чем отличники. Да и примеры в жизни есть. Но всё равно пока оценки в школе играют большую роль, к сожалению 🙁
Читала про СО, но там тоже про разные крайности.
Вот, вспомнила ещё: у Свята в классе всего 2 отличницы. Про одну ничего не знаю. А про вторую Свят говорит, что она ненавидит свою маму, потому что та заставляет её учиться 🙂 И девочка в классе это даже не скрывает. На фиг надо такие семейный отношения 🙂
«Ненавидит» — это, конечно, перебор…. И крайности — да, лучше бы их избегать, согласна. А у сына в классе отличник — ему в голову само все летит, очень легко все дается, так мозг устроен. И мотивация какая-то излишняя не нужна.
А я на днях познакомилась очно с Любовью Сгонник — апологетом (надеюсь, правильно это слово употребила 🙂 ) семейного образования. Потрясающая харизма, сильные аргументы! Теперь еще больше хочу!
По себе помню от одного названия экзамены в жар бросало и живот начинал болеть!!! Жути понагоняют, а на самом деле главное знания и все получится легко и просто.
вот-вот, я тоже помню, что в школе нас пугали экзаменами 🙁
Сыну в следующем году предстоят первые экзамены. Кажется с этими ЕГЭ и ГИА, я больше его боюсь. Когда дочь сдавала, я вообще не переживала, она хорошо училась, а вот поступить на бюджет её баллов уже не хватило. Оказывается некоторые темы по математике, которые были в билетах они вообще не проходили. Первые два курса дочь училась платно, на одни пятёрки, с третьего курса её перевели на бюджет. Поэтому думаю, наверное придётся сына на подготовительные курсы отправлять.
Ну вот, а в письме, которое учителя зачитывали детям при распаковке конвертов с тестами. написано, что все задания составлены по пройденному материалу.
Сыну удачи! И главное — не нервничать.
Очень были интерестно узнать из первых уст, как сдкют экзамены в современной школе. Спасибо за интересный материал.
Спасибо! Из первых уст — это, конечно, громко сказано 🙂 Я же не писала сами экзамены, а просто наблюдала. Хотя один раз меня приняли за девятиклассницу 🙂
Олли, столько нового и удивительного от тебя узнала. Единственное, что про шпаргалки в туалете осталось как раньше. Да, отстала я от жизни. Хотя, как ты пишешь положительного при таком подходе тоже достаточно.
Я тоже отстала от жизни 🙂 Поэтому сразу согласилась, когда предложили побыть наблюдателем. Интересно же!
Мне очень понравилось отношение учителей. Надеюсь, так хорошо относятся не только в нашей школе.
Очень переживаю за деток, экзамены серьезная штука.
Главное — не показывать своё волнение детям, а то они тоже занервничают 🙂
Интересно было узнать, как сейчас экзамены сдают. Когда старший сын школу заканчивал, ЕГЭ ещё не было. А вот младшему всё это предстоит, нам уже с первого класса про экзамены в 4 классе постоянно напоминают.
В 4-м вроде попроще всё. Моему на следующий год предстоит. Четвероклассники хотя бы в своей школе сдают, а не ходят в другие.
Олли, а если бы вдруг заметила, что кто-то списывает, неужели бы сделала замечание?
Я никогда не умела списывать и всегда приходилось все билеты (вопросы) учить.
Сейчас, наверное смысл в списывании пропал, если всё в форме тестов? Хотя для меня эта тема неизвестная, мы проскочили ЕГ.
Не-а 🙂 Муж поэтому и смеялся, что нашли кого делать наблюдателем — я же слишком добрая и в любом случае буду на стороне детей 🙂
Я так поняла, что часть заданий — в виде тестов, часть — надо решать. Может в шпаргалки какие-то формулы записывают или даты по истории. Я давно не писала шпаргалки, уже не помню, что там надо писать 🙂
Олли, а как получилось, что вы стали наблюдателем? Я не увидела в статье или что-то пропустила?
Учительница предложила 🙂 Я с первого класса активничаю, поэтому учителя периодически предлагают участвовать в подобных мероприятиях.
Помню дочь сдавала после 9 класса экзамены, столько на них страха нагнали лишнего…что один экзамен пришлось пересдавать и это при том, что дочь была круглой отличницей. Но уже в 11 классе, она как-то расслабилась и больше не боялась, все прошло замечательно.
Бедный ребёнок 🙁 Вот и я думаю, что зря нагнетают и пугают детей 🙁
Не зря пугают учителя- то. Не хотят детки наши учиться. И списывать на экзамене как- то неприлично. Вот такой,умеющий списать, сдаст, при этом не утруждая себя нисколько, а кто учился тоже, конечно, сдаст, но ему обидно будет. Один прохлаждался и сдал, другой потел, затрачивал свои молодые силы на важное в жизни дело, но не пользуясь шпаргалкой может в чём-то и ошибиться. А лентяй наберёт больше баллов, поступит в лучший вуз, там тоже проучится спустя рукава, ведь он к этому уже привык. Какой из него выйдет специалист уже понятно. А человек, привыкший жить нечестно? Сама я ЕГЭ не одобряю, пусть все сдают в школе выпускные, а в вузе вступительные. Тогда и жалость будет у нас к деткам более адекватной. Не три экзамена будут сдавать, которые никак не выучат, хотя готовятся к ним чуть- ли не сначальных классов, предмет- то ведь сам ученик выбирает! а как мы раньше- в школе — восемь- девять,да в вузе — четыре. Поневоле постараешься что-то выучить! Зажалели уж больно мы своих отпрысков, во всем у нас учителя виноваты. Учитель тоже человек, кто его пожалеет, когда ученики, не открывающие ни разу учебник, бахвалятся своими родителями, которые заплатят за их учебу в вузе, и не хотят признавать своего наставника. Им от него нужна только незаслуженная высокая оценка. За их неуспехи учителя по головке не гладят. Не только дети переживают стрессы, учителя тоже. Процесс обучения обоюдный, здесь нельзя возлагать ответственность только на одну сторону. А то некоторые родители в постах пишут, что если меня обидят стерплю, а за ребёнка пасть порву. Но что это даст, на всю жизнь свое чадо от невзгод не закроешь. А честно жить учить надо! С неба само ничего не падает, везде труд нужен!
Мила, я согласна с Вами в целом, но считаю, что во всём нужна мера и в запугивании тоже. Я против, если ребёнок от страха перед экзаменом не может спать ночами. Ответственность несут все, и при этом, я считаю, родителям и учителям надо работать вместе, а не вредить друг другу и детям.
В чём-то я с Вами согласна, а в чём-то и нет. Я считаю, если я что-то знаю, никто моих знаний не отнимет и не запугает ни чем. ЕГЭ всегда можно сдать, только здесь важно получить более высокий балл, а не просто отметиться на этом экзамене. Волнение это совершенно другой момент. Все зависит от стрессоустойчивости, вот здесь с ребенком надо поработать. Провал на экзамене- это не смертельно! Это не конец жизни! Это просто испытание, раньше экзамены так и назывались — испытания! Не сдал- значит, надо повторить курс! А где сейчас у нас такое встречается? А как на это отреагируют наши уважаемые родители? Учителя «шапками» закидают, скорее всего! Жалобами изнурят! А вот в одной западной стране был случай, мне сын рассказывал, в классе,где учится его сын, одного мальчика учитель оставил на второй год. Мой сын при разговоре с родителями этого мальчика предложил обратиться к учителю и попросить, чтобы их сына не оставляли на повторное обучение ( логичное предложение от россиянина, ведь второгодников у нас в школах давно нет!- это какое же унижение для школьника, а вдруг покончит жизнь самоубийством? Кто будет виноват?). Гражданин западной страны удивленно спросил:» а зачем? Пусть остаётся, учитель знает, что делает». Наших учителей загнали в угол, чиновникам давай отчёты по всяким пустяковым делам, родителям -хорошие оценки. Конкурсы, смотры, пиар самих себя, иначе «не получишь ни шиша». У наших учителей неуспевающих нет, поэтому все выпускники нацелены в вуз, программу которых в состоянии осилить только тридцать процентов выпускников средних школ. Многие родители считают, что за деньги можно купить знания. Знания — это капитал личности и за деньги не покупается, здесь главное, саморазвитие, постоянное самообразование. Но хороший учитель при этом — большой плюс! В прошлом комментарии у меня оказалось несколько ошибок, за которые прошу простить, не доглядела.
У меня сын перешёл в 4-й класс, в следующем году предстоят экзамены. Так что у нас всё это ещё впереди. Со своей стороны, конечно, буду настраивать сына на спокойствие, и, надеюсь, учитель не будет сильно запугивать детей.
Кстати о второгодниках. После первого класса нескольких детей у нас оставили на второй год, и учителя сразу настраивали родителей и детей, что ничего позорного в этом нет, что это для блага самих детей.
Нет, мне всё-таки нравится, что отношение к детям стало мягче. Ведь и дети другие — тут ничего не поделаешь.
Вспомнила, как мы на днях с сыном смотрели советского «Тома Сойера», серию про школу: учитель отстегал Тома — у моего ребёнка глаза большие стали: «Неужели ТАК с детьми обращались?». А следом Том с другом с учителя парик снимают при помощи кошки — у сына глаза ещё больше: «И ТАКОЕ было??» 🙂
Учителям, конечно, сочувствую 🙁 Меж двух огней находиться 🙁
Ужас! Невероятно всё это скучно — сидеть вот так наблюдателем на экзамене. Но зато пост такой классный получился. Вот как ты из такой скучной темы можешь сделать такую конфетку? Молодец!
бедные дети — загонять их в класс за полчаса до экзамена — это просто издевательство. им и так тяжело столько сидеть. Да ещё и всё на нервах…
Беременная девятиклассница — это вообще как-то грустно.
А насчёт отличниц — моя окончила начальную школу на одни пятёрки. Я сперва было удивилась и обалдела (учиться НЕ заставляю — ей самой нравится), а потом вспомнила, что это она в меня такая, отличница. 🙂 ))
А как тебя туда вообще затащили? Шоколадными конфетами заманили, я так поняла? 🙂
Спасибо за похвалу 🙂 Ну так все эти часы сидела и сочиняла этот пост 🙂 Жаль, что записывать не дали.
Конфеты носила с собой, потому что поняла, что сидеть мне там до самого обеда, а возможно и дольше 🙁
Мне просто предложили побыть наблюдателем. Я же в школьной информации про ребёнка записана как домохозяйка, наверное подумали, что у меня много свободного времени 🙂
Ого, так у вас династия отличниц? 🙂 А твоя дочка же в этом году сдавала экзамены для четвёртых классов? Как ощущения?
Порадовало, что ставка на беременную девятиклассницу сработала. Огорчило, что она беременна. Соплюха же совсем.
Внуки в этом году сдавали в четвёртом классе. тот, что старше, очень тяжело всё перенёс. За несколько дней до экзамена переживать начал. Тот, что помладше, отнёсся ко всему пофигически. Оба сдали нормально. Многое зависти от учителя, У старшего — запугивали. У младшего — объясняли, что обычная работа, которую делали не один раз.
Моему в следующем году предстоит это. Надеюсь, что учитель не будет запугивать.
Точно больная тема. Я где-то в интернете прочитала фразу, что если бы за чиновниками следили так, как как за школьниками, то мы были бы уже впереди планеты всей. Вообще эта Болонская система — когда уже поймут её вред.
Да-да, особенно хорошо было приставить к ним общественных наблюдателей 🙂 Я бы согласилась ещё раз побыть наблюдателем 🙂
А как можно было кому-то подсказать, если «нельзя было вставать со стула и ходить по классу»?
Вообще, интересно было взглянуть на экзамен не глазами ребенка, а наблюдателя ) У нас старшая дочь в этом году тоже экзамены сдавала, 9-й класс позади. Да, проводили экзамены не в своей школе, причем каждый предмет сдавали в нескольких классах сразу, детей из разных школ перемешивали. Металлоискателей не было, детям телефоны оставили. Дети свободно выходили в туалет, смотрели, что им нужно было. Мало того, учителя еще и сами предлагали тем, кто совсем плох был, правильные ответы «сбросить». Они ведь заинтересованы в результатах своей работы, выражаемых средними баллами учеников. Шпаргалки были у многих, кто-то на бумажках писал, кто-то — на левом предплечье ) Камеры, говорят, были на наблюдателей направлены, чтобы они детям не помогали. Поэтому детям было проще.
Если говорить о собственном отношении, меня подобный цирк (когда активно создается видимость чего-то, а по факту происходит прямо противоположное) всегда угнетал. Но, с другой стороны, металлоискатели, камеры, собаки — это тот же ералаш, для кого — непонятно. Все ведь прекрасно видят, насколько упал уровень образования в школе за последние десятилетия. Порой в учебниках такие ляпы попадаются, что за страну стыдно становится. Ну да ладно, не будем о грустном.
Мы в школе оставаться дальше не стали, пошли учиться на бухгалтера в техникум, в пятницу сдали все документы. В этом году бюджет на экономистов и бухгалтеров убрали полностью во всех средне-специальных образовательных учреждениях, будем учиться платно. С детскими садами история похожая. Младшей два с половиной года, на горшок ходит, кушает сама, но в детсад не берут — только с трех лет, а это уже будет сентябрь 2018-го. Сказали: хотите в этом году попасть, платите 30 тыс. р. Похоже, скоро и в школе детей будут учить только за деньги. Надо же будет как-то маткапитал вернуть государству.
Не знаю, может, жестами 🙂 И опять же, мне не разрешили взять с собой бумагу и ручку — наверное, чтобы подсказки не писала на бумаге 🙂
Печально, что убирают бюджетные места 🙁 Да ещё и с садиками проблемы. Таких малышей, наверное, только в ясли берут, в садик рано?
Да нет, дело не в возрасте ребенка. Или от детсада зависит и количества мест в нем, или от чиновника, на которого попадешь — не знаю. Т.е., есть родители, у которых детки в детсад раньше трех лет попали без дополнительных расходов, и таких немало. Видимо, нам просто не повезло.
Тогда действительно так, как Вы пишете. Садики сейчас переполнены, а чиновники не всегда порядочны 🙁
А в одном из ВУЗов, где я работал, студенты на гос экзамене удаленно залезли в компьютер комиссии, стырили ответы и все получили пятаки, даже идиоты. А бедную преподавалку, которая сидела на компьютере, потом комиссия обвинила в продаже ответов и она долго потом всякие бамажки писала.
Жуть 🙂 А ВУЗ хакеров готовил, да?
Хорошо, что школьники до такого не додумались 🙂
Вуз программистов готовил.
Аааа, ну это многое объясняет 🙂
А я слово много лет проводящего ОГЭ в 9 классе скажу. У нас, конечно, нет металлоискателей. И Слава Богу. Да и не нужны они. В кабинетах есть камеры и просматриваются все ряды, а не учителя. Да, я и сама увижу сразу, если кто-то списывает. Выгонять не буду, это крайняя мера, просто подойду, тихонько предупрежу, чтобы убрал шпору. Телефоны ребята сразу сами сопровождающим оставляют, мы тоже обязаны оставлять их в специально отведенном для этого помещении.
Мы не заинтересованы создавать напряженную обстановку. Мне, например, ребята часто после экзамена спасибо говорят и радуются потом, если попадают ко мне на следующий экзамен.
Ошибки при заполнении бланков всегда проверяем и поправляем. Это наша обязанность.
За много лет ни разу не ругалась. Ребята сами себя ведут спокойно и адекватно.
Экзамены не люблю. Зачастую учитель нервничает не меньше ученика, а то и больше. Отвечаем мы за многое и за ребят переживаем, и то нам нельзя и это запрещено.
Работы вполне решаемые по русскому и математике, обычно. Я большую часть заданий решаю, причем часто устно, а вот биологию нынче посмотрела — поняла, что забыла все. Ответила только на несколько вопросов. В остальном темный лес.
Как здорово, что Вы написали, как это происходит, со стороны проводящего! Спасибо!
У нас на экзаменах почему-то не было камер в кабинетах, были только в коридорах. Мне сказали, что в кабинетах камеры ставят только для 11-х классов.
Мне понравилось, что учителя очень стараются сохранять спокойную обстановку, хотя понятно, что и для них, и для детей экзамены — весьма волнительное занятие.
Мое мнение на этот счёт таково , что в общественные наблюдатели ( ЕГЭ и ГИА ) идут обиженные жизнью люди , которые так и хотят кого-то словить на смартфоне или шпоре. Я по своему опыту знаю контингент «Общественных наблюдателей » как правило это люди которым просто нечего делать , люди которым просто хочется испортить кому-то жизнь. Скажу вам честно разделение на экзаменуемых и «общественных наблюдателей» к хорошему уж точно не приведёт. Для подростка сдающего ЕГЭ сказанная фраза — Я являюсь общественным наблюдателем , это все равно что в годы ВОВ , сказать красноармейцу , что вы являйтесь Полицаем или бойцом РОА. Я думаю , что и без общественных наблюдателей есть кому за детьми следить , учителя не просто так сидят в ППЭ , камеры можно просмотреть и после экзамена , да и следить за учениками должен учитель , а не какой-то проходимец с улицы.
В чём-то я с Вами, Глеб, согласна. Присутствие общественного наблюдателя ещё больше нагнетает атмосферу. И он там в принципе не нужен. Я так и просидела бесполезно всё время экзамена.
Про обиженных жизнью людей, которые мечтают поймать кого-то на списывании, не согласна.
Люди бывают разные и всех вот так под одну ребёнку грести не получится. Кто-то, возможно, идёт чтобы действительно проучить «ох уж эту молодёжь» 🙂 Кто-то, как я, родитель школьника, которому важно заранее узнать, что предстоит его ребёнку. И который, конечно, не собирается никому вредить 🙂